Популярность китайского языка в России последние годы активно растёт, изучать его многие начинают ещё в школах, и в 2019 году даже появилось ЕГЭ по китайскому.
По данным ВЦИОМ, популярность китайского в России как языка для работы и путешествий растёт. Согласно данным опроса за 2019 год 48% россиян считают, что в современных реалиях пригодится знание китайского языка, при том что в 2014 году в этом были уверены только 15%.
Многие россияне начинают учить китайский ещё в школе. Так, по данным Рособрнадзора, в 2017 году китайский язык изучало около 18 тыс. российских школьников (почти половина — в Москве). Это на 15% больше, чем 5 лет назад. По данным на 2018 год, китайский изучается в 168 учебных заведениях 24 регионов РФ. Популярность китайского среди российских школьников подтвердило и введение в 2019 году ЕГЭ по китайскому — в первый год экзамен сдавало 289 школьников.
Мы, консорциум 38 вузов Китая CCN, активно поддерживаем интерес к китайскому языку и культуре в России и уже в третий раз проводим олимпиаду для учеников российских школ. В условиях пандемии олимпиада впервые прошла в формате онлайн, что позволило сделать мероприятие всероссийским и дать возможность принять в нём участие детям из любого региона.
В этом году мы провели олимпиаду одновременно по двум направлениям:
Первый этап, в котором участвовало 1100 учеников 8-11 классов, прошёл 9-11 марта. В финале (3-4 апреля) приняли участие 27 ребят. Трое призёров каждого направления олимпиады получили призы: iPhone SE, Xiaomi Mi Pad и e-book Amazon Kindle. Кроме того, все финалисты получили приглашение пройти стажировку в Русско-Азиатском Союзе промышленников и предпринимателей.
“Впечатление очень хорошее, отличный формат, хорошая организация! Этот конкурс действительно стимулирует ребят изучать Китай, даже если они не изучают китайский, у них есть шанс и мотивация интересоваться им серьёзно. Некоторые участники были не очень хорошо подготовлены, некоторые показали солидный уровень, и они вполне могли бы посоревноваться со студентами. Вопрос всегда, как мы это ясно увидели на конкурсе, не в возрасте участника, а в уровне его подготовки. Так что если очень хотеть и много работать над собой, своим уровнем языка, постоянно расширять кругозор, то победа не заставит себя ждать.”
Алёна Павлова, президент Ассоциации развития синологии
В состав жюри вошли: исполнительный директор China Campus Network в России Михаил Паршин, преподаватели и методисты CCN Арина Зюзенкова, Анастасия Федякова, Юлия Торопова, директор Института Конфуция РГГУ с российской стороны Тарас Ивченко, член правления и гендиректор департамента Восточной Европы и Центральной Азии Ассоциации Западного и Восточного образования Цуй Чжунюань, президент Ассоциации развития синологии Алёна Павлова, ведущий специалист департамента торгово-экономического сотрудничества Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Милинда Джаямаха, CEO и основатель образовательной онлайн-платформы CORE Антон Сажин.
“Данная олимпиада — не только по культуре или по китайскому языку, это олимпиада о возможностях Китая. Об экономических, технологических и культурных в том числе.
Когда 7 лет назад я впервые начал вести бизнес с Китаем, полетел туда, начал общаться с китайскими партнёрами, ездить по китайским вузам, то для меня Китай открылся совершенно с другой стороны. Зачастую мы представляем себе Китай с набором каких-то базовых стереотипов: Великая Китайская стена, много людей, Конфуций — и всё.
А современный Китай — это безумные возможности, это Alibaba, Huawei, Xiaomi, это китайский технологический и экономический скачок, который сделал КНР второй супердержавой в мире. Всё это сочетается с многовековой культурой, конечно.
И мне хочется, чтобы как можно больше ребят открыли для себя эти возможности”.Михаил Паршин, исполнительный директор China Campus Network в России
Интерес к Китаю и китайскому языку для многих школьников — вовсе не праздный, многие уезжают учиться в Поднебесную, и в целом получение высшего образования в Китае — тренд последних лет. Это неудивительно, с учётом того, что Китай занимает третье место по количеству топовых мировых вузов, сохраняя демократичные цены на обучение, сопоставимые с российскими. Кроме того, обширная грантовая программа для иностранцев позволяет многим ребятам учиться бесплатно, а в отдельных случаях даже получать стипендию.
Гранты выдаются по итогам предвузовской подготовки, которая проходит на базе китайского вуза и длится 1 год. Ребята, которые успешно сдают экзамены, в зависимости от набранных баллов получают полную или частичную компенсацию стоимости обучения, полный грант включает также оплату проживания и стипендию.
“Финал олимпиады мне очень понравился, так как ребята, несмотря на юный возраст, попытались вникнуть в мейнстримные темы современной науки и техники, причём выбрали темы, которые им действительно интересны. Впечатлили работа ребят с аналитикой и статистикой, умение презентовать свои идеи, отвечать на каверзные вопросы. Все эти компетенции будут очень востребованы в будущем. Поэтому участие в таких мероприятиях — большой и серьезный шаг для школьников.
Что касается перспектив, моя дочь сама учит китайский, и я считаю, что это крайне важный язык не только с точки зрения коммуникации с большим количеством китайцев, которые сейчас “рвут” экономику, но и с точки зрения развития иных форм мышления. В Китае не только другой язык, но и другая философия, умение говорить на другом языке означает не только умение общаться, но и умение мыслить иначе, а это суперконкурентное преимущество в мире, полном межкультурных взаимодействий”.
Антон Сажин, CEO и основатель образовательной онлайн-платформы CORE
Для функционирования сайта мы собираем cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.