В интервью Михаил Паршин, CEO China Campus Network Россия, рассказывает о своем пути в сфере образования, выборе Китая как ключевого направления и уникальных возможностях, которые открываются перед иностранными студентами в китайских университетах.
Мы обсудили, чем привлекателен Китай по сравнению с другими странами, как китайские вузы создают условия для иностранных студентов и почему китайское образование становится все более популярным. Михаил также поделился своими взглядами на поддержку студентов, роль технологий в учебном процессе, карьерные перспективы выпускников и стратегию Китая по развитию международных кадров.
На этот вопрос есть два ответа: рациональный и романтический.
С рациональной точки зрения Китай предоставляет огромные возможности тем, кто умеет ими воспользоваться. Это касается и качества образования, и карьерных перспектив, и построения бизнеса. Китай активно поддерживает образование, предлагая гранты и субсидии, а даже платное обучение там обходится гораздо дешевле, чем в вузах с сопоставимыми позициями в международных рейтингах в Европе или США. Всё это делает образование в Китае не только доступным, но и выгодным вложением в будущее.
С другой стороны, есть и романтический аспект. Я не китаист и не востоковед, изначально не был фанатом Китая. Но, познакомившись с ним через рациональные смыслы, я постепенно погрузился в эту культуру. В детстве и юности я увлекался фантастикой — Стругацкие, Лем… Вероятно, мне никогда не доведётся побывать на другой планете, но Китай в каком-то смысле стал для меня именно такой «другой планетой». Это особая среда — со своими технологиями, культурой, мышлением, подходами. Исследование этой «планеты» приносит удовольствие, даёт новые смыслы и учит смотреть на привычные вещи с других сторон. В Китае многие процессы устроены иначе, чем у нас, но они работают, позволяют стране быстро расти и становиться мировой державой. Всё это расширяет границы восприятия, развивает мышление — и это тоже очень ценно для меня.
Вот поэтому — Китай.
Отвечая на этот вопрос, я во многом пересекаюсь с первым. Во-первых, это высокое качество образования, что подтверждается международными рейтингами. Во-вторых, доступная стоимость: даже платное обучение в китайских университетах сопоставимо по цене с вузами Москвы и Санкт-Петербурга. При этом для иностранных студентов доступны многочисленные гранты, и при достаточном упорстве и трудолюбии можно получить финансирование, позволяющее учиться бесплатно или со значительной скидкой.
Кроме того, Китай поражает уровнем технологичности. В декабре мы посетили один из китайских университетов (прим.: Тяньцзинский университет), и нас привели на факультет менеджмента. Сначала мне показалось странным: что может удивить на таком факультете? Что там показывать: парты, доски и портреты предпринимателей? Но даже там всё буквально пропитано технологиями — серверы под ИИ, VR-шлемы, симуляторы. В Китае передовые технологии пронизывают все сферы образования, и это огромное преимущество.
В пиковые периоды, которых у нас много и которые разные для студентов и семей, команда активно поддерживает всех участников процесса. Эти моменты часто бывают сложными: студенты и их семьи сталкиваются с чем-то новым, испытывают волнение, не всегда понимают, как всё устроено. Для нас, конечно, такие ситуации более рутинные — мы уже много раз проходили через них и знаем, как всё происходит. Именно поэтому для нас важно передавать уверенность, спокойствие и заботу, помогать студентам и их семьям чувствовать себя комфортно.
При этом я убежден, что образование — это сфера, где высокая степень ответственности лежит на самом клиенте. Если в такси водитель может довезти пассажира в нужную точку, то в образовании учитель или образовательная компания не смогут научить студента, если он сам не берёт на себя свою часть ответственности.
Что касается моего личного подхода, я придерживаюсь системного мышления. В хорошей компании, если это не микробизнес, процессы должны быть выстроены так, чтобы 99% вопросов решались без участия генерального директора. Однако если я вижу, что клиенту важно поговорить именно со мной, я стараюсь найти для этого время. Конечно, такие беседы могут занимать много ресурса, иногда они наполнены эмоциями, но в конечном итоге всё проясняется, и часто после этого я получаю слова благодарности — это всегда приятно.
Тем не менее моя главная цель — сделать так, чтобы 100% вопросов решались эффективно и без проблем, с высоким уровнем удовлетворённости клиентов, без моего личного участия. Это показатель действительно успешной образовательной компании.
Этот вопрос во многом пересекается с первыми двумя. В конечном итоге всё зависит от того, чего сам студент или абитуриент хочет от жизни. Однако есть несколько ключевых факторов, которые делают Китай привлекательным выбором.
К таким областям можно отнести:
По словам одного из наших выпускников, имеющего возможность сравнивать, Китай в ряде технологических сфер опережает Россию на 10–15 лет. В целом китайские университеты обладают более высоким уровнем технологического оснащения. Конечно, хотелось бы, чтобы российские вузы впитали этот опыт, в том числе с помощью наших студентов. И тогда через 10-15 лет российские вузы смогут не только догнать, но и превзойти китайские университеты.
Один из ключевых анонсов на декабрьской конференции — запуск China Alumni Network. Мы являемся сооснователями этой инициативы совместно с китайскими вузами и крупными компаниями, такими как Haier.
Важно понимать, что университеты по своей природе ориентированы на фундаментальное образование: обучение, развитие навыков, научные исследования. Они, безусловно, делают многое для содействия карьере иностранных студентов — организуют карьерные выставки, стажировки, образовательные фестивали. Однако полноценное трудоустройство в другой стране, особенно в компании с иной бизнес-культурой, — это отдельный вызов.
Российскому студенту бывает сложно устроиться в китайскую компанию. Отличаются принципы найма, собеседования, подход к работе. Возникают вопросы: какие компании выбрать, как себя преподнести, как адаптироваться к рабочей культуре? Наша сеть China Alumni Network создана именно для того, чтобы помочь выпускникам с этим.
С другой стороны, есть и потребность со стороны бизнеса. Китайским и российским компаниям непросто находить сотрудников с нужным опытом и языковыми компетенциями. Стандартные инструменты, вроде сайтов по поиску работы (HeadHunter и другие), не всегда эффективны. Часто есть квалифицированные специалисты и есть компании, но они просто не пересекаются. Мы решаем эту проблему, помогая работодателям понять, где и как искать таких специалистов.
Это не просто разовая инициатива — это часть долгосрочной стратегии Китая. Уже давно Китай делает ставку на развитие специалистов, способных работать с китайским бизнесом. Это продуманная инвестиция в людей, которая приносит пользу не только Китаю, но и другим странам, включая Россию.
Когда китайские компании выходят на зарубежные рынки, им нужны партнёры и сотрудники, которые понимают китайскую деловую культуру, знают язык, способны адаптироваться к специфике работы. Это стратегический процесс, который идёт годами.
Для сравнения: если немецкая компания открывает офис в другой стране, она, как правило, нанимает 80% местных специалистов и лишь 20% немцев. Так было и в России до 2022 года.
В случае с китайскими компаниями пропорция зачастую обратная: 80% сотрудников — китайцы, 20% — местные специалисты. Причина проста: найти местных специалистов, которые свободно владеют китайским языком и хорошо разбираются в корпоративной культуре Китая, сложно. Поэтому Китай активно инвестирует в программы обмена, стажировки, гранты на обучение — всё это часть долгосрочной стратегии.
Для России это тоже важно. Умение работать с экономически мощным соседом — конкурентное преимущество как для специалистов, так и для бизнеса. Это востребовано в российских компаниях, а также даёт возможности для предпринимателей, которые хотят выстраивать бизнес с Китаем.
У меня дети ещё маленькие: дочке шесть лет, сыну скоро два. Хотя, кстати, дочка уже проявляет интерес к Китаю, хочет туда поехать. Пока она там не была, но в ближайшем будущем обязательно свожу её и покажу эту удивительную страну.
Когда придёт время выбирать образование для детей, для меня главным принципом будет исходить из их желаний и целей. Я верю, что образование должно соответствовать интересам и сильным сторонам ребёнка.
Во-вторых, многое зависит от выбранного пути. Если ребёнок, например, захочет заниматься, уже упомянутой, ядерной физикой, то, скорее всего, Китай будет не обязательным вариантом — зачем создавать дополнительные сложности, если в России сильное образование в этой области?
Но если интересы будут связаны с электронными технологиями, бизнесом, инженерией, биомедициной или цифровой экономикой, то Китай — отличный выбор. В этом случае я бы не просто рекомендовал, а очень активно советовал учиться там.
Так что мой общий ответ — да, я буду рассматривать Китай как вариант для образования своих детей. Они обязательно изучат этот путь, примерят его на себя и примут решение, исходя из своих амбиций и возможностей.
Оцените, пожалуйста статью. Если она была вам полезна, поделитесь ей с друзьями в социальных сетях.
Для функционирования сайта мы собираем cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.