1 июня в Китае, как и в большинстве стран мира, отмечается День защиты детей.
В целом отношение к детям в Китае зависит от многих факторов, включая культурные традиции, социальные условия и индивидуальные предпочтения семей, однако есть общие тенденции, о которых можно говорить.
В конце 70-х годов 20 века Китай внедрил политику «одна семья – один ребёнок», целью которой была борьба с перенаселением. За некоторыми исключениями, рождение второго ребёнка предполагало ощутимый штраф для родителей, поэтому в основном семьи очень четко соблюдали этот закон. Главная цель была достигнута: численность населения снизилась, молодые китайцы не спешили становиться родителями, рождаемость оказалась ниже уровня замещений поколений. Но возникло и большое число негативных последствий, что заставило пересмотреть политический курс в сторону смягчения. Несмотря на фактическую отмену этой политики, она все равно существенно повлияла на отношение к рождению детей в китайском обществе.
Традиционно китайские родители стараются завести ребёнка в первые пару лет семейной жизни. Для этого есть несколько причин. Некоторые семьи хотят порадовать малышом старшее поколение, некоторые – поскорее выйти на работу, ведь в семье обычно работают оба родителя, а декретный отпуск не превышает полугода. Поэтому бабушки и дедушки активно помогают с младенцем, стараясь максимально облегчить жизнь родителей.
Для китайской семьи характерно равенство папы и мамы в вопросе ухода за малышом, там нет типично «маминых» или «папиных» обязанностей. Китайские папы обычно не просто помогают с ребенком, а полноценно участвуют в его воспитании и развитии.
Китайские родители, конечно, стремятся дать ребенку все самое лучшее, как в материальном плане, так и в области развития. Как только появляется возможность, для малыша организуют развивающие занятия, чем раньше – тем лучше. Детей до года уже начинают обучать музыке, рисованию и иностранным языкам.
Такое рвение связано с невероятной конкуренцией среди молодых людей при поступлении в вуз, а затем при трудоустройстве. Можно сказать, что многие китайские родители воспринимают своего ребенка как своеобразный проект, который должен в перспективе увенчаться успехом, оправдывая вложенные в него усилия.
В системе дошкольного образования есть государственные и частные структуры. Частные детские сады востребованы из-за большой численности населения, а также проблем, связанных с пропиской. В таких условиях не каждому ребёнку достаётся место в государственном саду.
Кроме того, при поступлении в государственный сад есть ряд требований: ребёнку должно исполниться три года, он должен уметь себя обслуживать — есть, одеваться, ходить в туалет.
Дошкольное образование предполагает множество занятий для гармоничного развития личности и познания мира. Часто встречаются сады, где для детей создан небольшой огородик, там они выращивают овощи, фрукты или ягоды, из которых потом на специальном мероприятии сами готовят еду и угощают родителей. Также дети ходят на экскурсии, например, на почту или в пожарную часть — посмотреть, как устроено на практике то, что они изучали на занятиях.
Частные сады предлагают более широкие возможности в плане образования, например, там обязательно будут занятия английским языком. Также они отличаются с точки зрения еды – в них предусмотрено пятиразовое питание, в то время как в государственных есть только завтрак, обед и ужин. Однако стоимость посещения частного детского сада может быть в 2-4 раза выше, чем государственного.
В целом организация дошкольного образования в Китае еще не достигла высокого уровня, и из-за нехватки мест и высокой стоимости многие родители не водят малышей в садик, пользуясь помощью старших членов семьи или няни.
Если жизнь ребёнка до 6 лет ещё можно считать довольно свободной и лёгкой, школьные годы китайских детей сложно радужными. Как только шестилетний ребёнок поступает в школу, вся его жизнь начинает вращаться вокруг учебы. Примерный режим дня школьника на протяжении 12 лет такой:
– подъём в 6 часов утра, чтобы доделать домашнее задание;
– школьные занятия начинаются в 8 часов;
– обед;
– послеобеденные уроки в школе;
– с 16-17 часов – дополнительные занятия (музыка, танцы, рисование, репетиторы);
– после 20.00 – домашнее задание, ужин и спать.
Такой режим учёбы связан с невероятной конкуренцией за места в вузах. В конце старшей школы, которая обязательна для всех поступающих в вуз, китайские ученики сдают гаокао — китайский экзамен по типу нашего ЕГЭ. И именно от результата этого экзамена зависит возможность поступления в университет, что затем обеспечит выпускника хорошей работой, доходом, а значит и возможностью построить семью и дать ей все необходимое.
Китайские родители готовы сделать что угодно ради того, чтобы ребенок успешно сдал экзамен и поступил в университет.
К сожалению, стремление бесконечно учиться ради успешной сдачи выпускного экзамена существенно подрывает психологическое состояние школьников.
Родители тоже не способствуют расслаблению, в этой бесконечной гонке они просто не могут остановиться и позволить своему ребёнку учиться меньше. Ведь тогда он может оказаться слабее остальных и не поступить в университет.
Интересная ситуация наблюдалась несколько лет назад в одной из провинций Китая. Власти приняли несколько мер с целями снизить нагрузку на школьников. Например, отменили домашнее задание на выходные. В итоге сами родители выступили против такой инициативы, аргументировав это тем, что их дети могут показать более слабые результаты на итоговом экзамене, чем дети из других провинций, где не приняли этот ряд послаблений.
После невероятных стрессов, связанных с окончанием школы, поступивший в вуз китаец наконец может почувствовать немного свободы. Это приятное время – учёба не такая напряженная, как в школе, родители уже не контролируют каждый шаг. Тем не менее большинство китайских студентов продолжают усердно учиться, и не только потому что привычка уже сформирована, а просто каждому хочется достичь больших карьерных высот.
Родители, сопровождавшие каждый шаг ребёнка на сложном учебном пути, могут наконец-то немного расслабиться.
В целом можно выделить несколько важных принципов, на которых строится процесс воспитания ребёнка в китайской семье:
Уважение к старшему поколению – одна из традиционных китайских ценностей, на которых веками базируется воспитание детей. Родители, да и вообще взрослые люди являются для ребёнка непререкаемым авторитетом, которому не принято противоречить,а тем более спорить. То же самое касается фигуры учителя или начальника – он всегда прав.
Многим иностранцам, поступившим в китайский вуз, сложно привыкнуть к тому, что их дипломная работа должна выглядеть именно так, как её хочет видеть научный руководитель. Иногда преподаватель может просить переделывать работу несколько раз, иногда правки могут даже противоречить друг другу. Это просто элемент менталитета, к которому нужно отнестись с принятием.
Преподаватели как в школе, так и в вузе, в свою очередь понимают высокую ответственность за свою работу и действительно стараются вложить абсолютно в каждого студента все необходимые по учебной программе знания.
Китайские родители не очень стремятся хвалить своих детей, боясь позволить им «расслабиться». Идеальная учеба и поведение обычно воспринимается как данность, а вот за плохую оценку может закономерно следовать наказание. И не только дома, но и в школе. Довольно показательны ситуации, когда за плохое поведение в школе весь класс проводит урок стоя или получает дополнительное домашнее задание.
Китайский ребёнок с детства осознает себя частью коллектива, а также частью конкуренции за будущее место под солнцем. Поэтому даже маленькие дети быстро учатся самостоятельности в вопросах учебы, выполнения домашних заданий и дополнительных занятий.
А повзрослев, китайцы чувствуют высокую ответственность за качество своей работы, за своих подчинённых, и даже в целом за процветание страны.
В Китае принято ставить потребности коллектива выше своих собственных, поэтому китаец никогда не останется в стороне, если есть проблема в семье, на работе или в его жилом районе.
Важным аспектом китайской семейной жизни является также тесная связь между родственниками. Семейные обязанности часто распределены между различными членами семьи, что способствует солидарности и взаимопомощи. Традиционные китайские праздники, такие как Новый год, подчеркивают важность семейных уз в китайском обществе. Именно в китайский новый год дети стремятся приехать повидать родителей, даже если те живут в другом конце страны.
Через семью передаются не только традиции, но и культурные ценности. Воспитание в семье играет важную роль в формировании личности китайских детей и их отношении к обществу. Таким образом, семейные ценности являются неотъемлемой частью китайской культуры и образа жизни.
На данный момент можно сказать, что несмотря на глобализацию, современные технологии и изменяющиеся социальные реалии, в отношении к детям в Китае сохраняются традиционные ценности, такие как уважение к старшим, семейные узы и акцент на образование как основу успеха.
Оцените, пожалуйста статью. Если она была вам полезна, поделитесь ей с друзьями в социальных сетях.
Для функционирования сайта мы собираем cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.