В июне у профильного класса CCN в Москве закончился первый учебный год. Ребята не просто успешно справились с учёбой по сложной программе, но и превысили и без того высокую планку. В этой статье хотим рассказать, как прошёл 2019-2020 учебный год.
10 класс — сам по себе непростой. Это уже старшая школа, нагрузка и требования со стороны учителей растут. У наших ребят на это наложился переход в новую школу и интенсивное изучение нового и сложного языка. Более того, для кого-то новым оказался и город: из 22 наших учеников только 8 из Москвы, ещё 9 — из Московской области и 5 — из других регионов.
В школьной программе принято закладывать на адаптацию к реалиям старшей школы два-три месяца, и они были действительно сложными для наших учеников. Но им удалось преодолеть трудности, и это видно не только по бодрому настрою класса, но и по среднему баллу, который во втором полугодии вырос с 4,1 до 4,4. И это при том, что наш профильный класс организован на базе одной из ведущих школ Москвы (12 место в рейтинге), что означает высокие требования и высокий уровень материала по всем предметам.
«Старшая школа (10-11 класс) отличается от средней и по целям, и по нагрузке. Ученики готовятся к выпуску, экзаменам, определяют своё будущее. И поэтому даже находясь в своей школе, ребёнок, переходя в 10 класс, попадает в другой мир. Детям было не с чем сравнивать, и они решили, что высокая нагрузка — это особенность ПК. Но если бы они остались в своём классе, в своей школе, нагрузка всё равно бы возросла. Поэтому мы всё время говорили им, что 10 класс — такой трудный всегда».
Чтобы помочь ребятам адаптироваться к новой школе и большим нагрузкам, мы провели пару тренингов (на знакомство, понимание своих целей, профориентацию), подключили школьного психолога. На тренингах и занятиях с психологом ребята могли высказаться, обсудить серьёзные темы — будущее, мир. Это сняло часть напряжения. К тому же, ребята довольно быстро подружились: все в классе — новенькие, это их сблизило и помогло каждому ощутить, что все в одной лодке.
«Важно, что ребята очень мотивированные и осознанные: они знали, куда и зачем идут. Из 22 учеников 19 хотят поступать в Китай — это их мечта. Поэтому даже когда было тяжело, они понимали, что всё это не просто так, что они работают ради себя и своего будущего. А мы создали вокруг атмосферу, которая постоянно подпитывает их мотивацию, да и сами ребята в этом плане друг другу очень помогают. Когда один теряет мотивацию, другие тут же говорят: “ты что, ты здесь не один, мы все хотим в Китай, у нас у всех общая мечта”».
По итогам первого года из 22 учеников 2 отличника и 14 хорошистов. Средний балл в классе по всем предметам в первом полугодии был 4,1, во втором — уже 4,4, что считается очень хорошим показателем. Средний балл по китайскому языку за год — 4,15.
Некоторые ребята даже находили время на участие в олимпиадах по любимым предметам — самостоятельно готовились и брали призовые места.
«У преподавателя есть принцип: требовать от ученика 130%, чтобы получить 100%. А наши ребята сделали все 130%! Дети учат сложнейший язык, готовятся к ЕГЭ и участвуют в олимпиадах одновременно — это очень большая нагрузка, с которой они успешно справляются».
За 9 месяцев ребята вышли на уровень китайского ориентировочно HSK 3 (это примерно как В1 в английском). При том что они начинали с нуля, ученики уже хорошо понимают бытовую речь, могут поддержать разговор о хобби, путешествиях, экологии и других вопросах, разбираются в темах обучения и устройства на работу.
Экзамен на HSK 3 мы рассчитывали сдать ещё в этом учебном году, но из-за самоизоляции такой возможности не представилось. Сейчас планируем сдавать в сентябре.
Домашнее задание «Интервью»
В мае и июне наши ребята участвовали во Всероссийской олимпиаде школьников по китайскому языку и в конкурсе «Мост китайского языка». На тот момент они учили язык всего несколько месяцев, а соревновались с ребятами, у которых китайский шёл с 5 класса! При этом наши ученики показали отличный результат: 9 из 11 участвовавших ребят стали призёрами олимпиады, 4 из 13 прошли в финал 1 этапа «Китайского моста».
«”Мост китайского языка” — это самый престижный конкурс по китайскому языку в мире. Мы не планировали участвовать в нём в первый год, но когда узнали, что ограничений по длительности изучения языка нет, решили, что можно попробовать. Конечно, наши ученики не победили ребят, которые учат китайский несколько лет, но мы прошли в следующие туры. После конкурса нам даже звонили организаторы: отмечали, насколько это крутой результат».
Наши методисты Тамара Коробкина и Алла Киричкова занимались с теми, кто решил участвовать в олимпиаде и конкурсе, вне уроков. Ребята большие молодцы: не пожалели времени на подготовку по выходным. Было очень много творческой работы, занятий по истории и культуре Китая — так как олимпиада и конкурс включали большие блоки по страноведению.
Переход на онлайн-обучение был стрессовым и неожиданным, но даже в этих условиях мы, школа и ребята быстро перестроились и продолжили заниматься в высоком темпе. Это был дополнительный вызов в этом потоке, но мы через него тоже успешно прошли.
«Поначалу детям было сложно привыкнуть к такому режиму: ты постоянно сидишь за компьютером, к тому же, один — не можешь увидеться со своими одноклассниками. Поэтому мы стали давать больше заданий на работу в парах и мини-группах, чтобы дети постоянно взаимодействовали. В качестве домашних заданий стали иногда давать разные интересные тексты, фильмы. Пару раз устраивали онлайн-баттлы, чтобы ребята могли в развлекательной форме потренировать язык. К концу учёбы на самоизоляции все уже так привыкли к дистанционному формату, что сложности не ощущались».
Для всех учеников школа была новой, каждый почувствовал себя в роли новичка, но за год ребята действительно стали одной командой. В этом помогло множество внешкольных мероприятий, которые позволяли общаться в неформальной обстановке и заряжали впечатлениями.
Например, ребята ходили на экскурсию в «Яндекс», во время которой изнутри посмотрели известную компанию, задали сотрудникам вопросы о профессиях и возможных вакансиях.
Ещё одна экскурсия состоялась в информагентство «Россия сегодня». Компания проводила конкурс сочинений по случаю своего Дня рождения, и несколько наших ребят заняли хорошие места и получили грамоты и подарки.
Несколько раз ребята ездили в «Техноград» на ВДНХ – на дополнительные занятия по химии, биологии и физике.
Несколько учеников получили дипломы и почётные грамоты за участие в городской научно-практической технической конференции «Исследуем и проектируем».
В марте ребята приняли участие в онлайн-викторине «На пути к Великой победе. Падение Берлина», организованной в рамках мероприятий, посвящённых празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Необычный формат дополнительных мероприятий – баттлы по китайскому языку. Они позволяют закреплять материал и тренировать язык в развлекательной форме. За год мы провели пять таких соревнований внутри класса: три после каждого пройденного учебника и два дополнительных.
«Ребят очень сплотили уроки китайского и английского. В изучении языка мы используем специальную коммуникативную методику: дети выполняют задания в парах и группах, много общаются. В программе много тем вроде «семья», «интересы» — разговоры об этом помогают получше узнать друг друга и очень сближают».
Видео 2 баттла
Было несколько тренингов на проработку софт скиллс: на развитие навыков коммуникации, понимание своих целей, определение с будущем профессией. В этом помогали и консультации специалистов из различных университетов, их рассказы о разных специальностях.
«Эта программа — вызов для ребят, источник их роста, становления, взросления. Потому что они сразу окунулись в новую среду — все из разных школ, с разным уровнем по предметам. Поэтому весь год ученики работали над тем, чтобы налаживать новые знакомства и дружбу, адаптироваться под новые условия и требования. То есть не только получали новые знания, но и развивали дополнительные скиллы — гибкость, силу воли, коммуникативные навыки — которые пригодятся не только в учёбе, но и в жизни в целом».
Большинство ребят чётко определились с целями: ещё в сентябре не все были уверены в своих планах, а теперь 19 из 22 учеников класса собираются поступать в Китай. Этих ребят ещё зимой зачислили на предвузовскую подготовку по их направлениям: в мае 2021 года они на три месяца отправятся в Китай, чтобы подготовиться непосредственно к зачислению в китайские вузы. За ребятами уже закреплены гранты, соответствующие их текущей успеваемости.
Те, кто планирует поступать в Китай, в предстоящем учебном году продолжат интенсивно изучать китайский язык. Ребята, решившие учиться в России, сделают упор на подготовку к ЕГЭ.
В сентябре-октябре нас ждёт экзамен на HSK 3 — чтобы познакомиться с форматом. В декабре уже будем сдавать HSK 4, поскольку для поступления в китайский вуз нужен именно этот уровень.
В будущем учебном году состоится следующий этап Всероссийской олимпиады по китайскому языку — обязательно будем участвовать.
Ближе к зиме на первый план выйдет подготовка к досрочной сдаче ЕГЭ.
Радуемся за наших ребят и желаем отличных каникул! Скоро начнётся ещё один, последний учебный год, и мы уверены, что он принесёт ещё больше поводов для гордости.
Присоединяйтесь! Ещё осталось несколько мест в новый 10 класс, который начнёт учёбу в сентябре 2020 года.
Для функционирования сайта мы собираем cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.