Сегодня рынок изучения китайского языка составляет 7,4 миллиарда долларов, а его рост составляет 12% в сильно фрагментированной цифровой экосистеме.
Каждый четвёртый человек на планете активно изучает язык. Это потенциально крупнейшая группа учащихся в мире, более чем общее число студентов, обучающихся в начальной и высшей школе. Приблизительно 1,8 миллиарда человек активно стремятся достичь владения вторым или дополнительным языком. Несмотря на то, что подавляющее большинство изучающих язык стремятся выучить английский как второй язык (мы оцениваем немногим более 1,4 миллиарда, начиная от повседневного обучения до формального академического обучения), китайский — самый быстрорастущий рынок изучения языков, особенно в цифровой сфере.
За последние 50 лет Китай вырос в крупнейшую мировую экономическую державу. С момента начала открытия и реформирования своей экономики в конце 1970-х годов темп роста ВВП составил в среднем 9%, и теперь страна классифицируется как “страна с высоким уровнем дохода”, в процессе подняв более 800 миллионов людей из нищеты, по данным Всемирного банка.
Растущее глобальное значение Китая не ограничивается только экономическими и технологическими достижениями, но включает богатую культуру и историю, причем больше людей, чем когда-либо ранее, учат китайский язык, изучают китайское искусство и взаимодействуют с китайским кино, литературой и кухней.
Термин “китайская диаспора” относится к глобальному распределению людей китайской этнической принадлежности и их потомков, которые со временем эмигрировали из Китая в различные части мира. HolonIQ оценивает, что почти 60 миллионов человек по всему миру, проживающих за пределами Китая, подпадают под это определение.
Самые ранние известные китайские миграции произошли во времена Ханьской династии (примерно 2 000 лет назад), когда торговцы и поселенцы отправлялись на Юго-Восток по Морскому Шелковому Пути. Сегодня, при росте Китая, увеличивается международная мобильность граждан Китая, и многие из них ищут возможности образования, работы и инвестиций за границей.
В пределах диаспоры оценивается, что примерно 15 миллионов человек относятся к семьям 1-го поколения, а почти 45 миллионов человек – к семьям 2-го и последующих поколений. Семьи в китайской диаспоре теперь, более чем когда-либо, стремятся обеспечить, чтобы их дети и внуки оставались связанными со своей историей и культурой, изучая или сохраняя знание китайского языка.
В этой диаспоре более 6 миллионов учеников начальной и средней школы, более половины из которых активно учат китайский язык. Многие из них свободно говорят по-китайски дома, и для других китайский – второй язык, поскольку основным языком их дома и сообщества является язык страны, в которой они живут и учатся. В пределах этой группы оценивается, что около 2,5 миллиона учеников начальной и средней школы из диаспоры получают платные занятия по изучению китайского языка. Семьи 1-го поколения более склонны использовать цифровые технологии, так как у них более высокий уровень владения языком дома, чтобы поддерживать больший объем обучения с использованием видеоуроков и мобильных технологий.
Семьи 2-го и последующих поколений чаще направляют своих детей в центры изучения китайского языка и воскресные школы. Интенсивность занятий разнится в зависимости от группы: от легкого использования в пределах 30-40 недель занятий в год до интенсивного 40-50 недель в год. Каждая неделя может включать от 1 до 3 и более занятий, и частота этих занятий существенно различается у разных учащихся. Многие взрослые в диаспоре также занимаются изучением китайского языка, но значительно реже обращаются за платными занятиями, чем дети (или их родители).
Ещё 2 миллиона “недиаспорных” изучающих стремятся достичь владения китайским языком, в основном также в школах среднего образования, но с большим числом взрослых обучающихся.
Вне диаспоры многие взрослые и дети по всему миру исследуют китайскую культуру, кухню, трудовые и инвестиционные возможности, и в свою очередь стремятся достичь владения китайским языком. Рынок изучения китайского языка находится далеко позади английского, например, в 142 странах английский включен как обязательный элемент в национальные образовательные программы. Для взрослых во многих странах по всему миру изучение английского языка может открыть доступ к сотрудничеству с новыми работодателями и часто к более высокооплачиваемым категориям рабочих мест.
Китайский язык только на начальных этапах достижения глобального признания, которого сегодня достиг английский. Однако каждый год мы видим более разнообразные примеры, мотивирующие страны по всему миру инвестировать и ускорять развитие изучения китайского языка в своей экономике.
Только на прошлой неделе (март 2023 года) Великобритания объявила об удвоении финансирования, выделенного на развитие экспертизы в области Китая и усиление навыков китайского языка с целью “взаимодействия и понимания Китая при защите национальной безопасности”.
Глава МИД Великобритании, Джеймс Клеверли, заявил: “Важно, чтобы наши дипломаты и госслужащие имели понимание и экспертизу для взаимодействия и адаптации к увеличивающемуся вызову, представляемому Китаем, и растущей роли Китая в мировых делах”.
Тем временем в декабре 2022 года, во время визита президента Китая Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию, было объявлено о соглашении, согласно которому Китай предоставит Саудовской Аравии материалы по изучению китайского языка, а также китайских инструкторов для преподавания языка и литературы в образовательных учреждениях. Соглашение включает подготовку саудовских учителей в китайском языке и методах преподавания, а также знакомство их с китайской культурой.
Мы, вероятно, увидим подобные договорённости заключены в других частях мира со временем, особенно на Ближнем Востоке и в Африке.
Для функционирования сайта мы собираем cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.